МОУ "СОШ № 29"
город Вологда
  • Информационная безопасность

    Нормативное регулирование
    В состав законодательства по обеспечению информационной безопасности включаются федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    К числу наиболее значимых нормативных правовые актов в области обеспечения информационной безопасности относятся следующие законы и подзаконные акты.
    Конституция Российской Федерации содержит нормы, которые определяют правовые основы информационной безопасности: основные положения правового статуса субъектов информационных отношений, принципы информационной безопасности (законности, уважения прав, баланс интересов личности, общества и государства), конституционный статус государственных органов, обеспечивающих информационную безопасность и др.
    Например, к таким положениям относятся нормы, которые устанавливают право каждого субъекта свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4.ст. 29).
    Это конституционное право, устанавливающее возможность удовлетворения интересов личности и общества сбалансировано необходимостью их ограничения федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3.ст.55).
    Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на доступ к информации о частной жизни и передачу сообщений по линиям телефонной связи (ст.23).
    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
    Закон определяет ключевые термины в области безопасности, которые применимы и для сферы информационной безопасности, принципы и систему безопасности, правовой статус и состав Совета Безопасности Российской Федерации.
    Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фиксирует базовые нормы для всей системы информационного законодательства, в т.ч. правового обеспечения информационной безопасности. Они определяют основные термины и их определения, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст.3), классификацию информации по категориям доступа - общедоступную и ограниченного доступа (ст. 5), порядку ее предоставления или распространения (свободно распространяемую, обязательного предоставления или распространения, ограниченного распространения или запрещаемую для распространения вообще). Закон определяет базовые положения правового режима доступа к информации (ст.8) и его ограничения (ст.9), основные параметры правовых режимов распространения (ст.10) и документирования (ст.11) информации, информационных систем (ст.13), информационно-телекоммуникационных сетей (ст.15) и общие условия защиты информации (ст.16), информационных систем (ст.13) и использования информационных технологий, а также в общих чертах описывает ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
    Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливают правовые режимы информации ограниченного доступа, в том числе, сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну.
    Нормы названных законов на более конкретном уровне, чем норма ст.9 закона «Об информации» регулируют формирование условий правового режима доступа к сведениям конфиденциального характера, конкретизируют правовой статус субъектов отношений, возникающих по поводу тайн и персональных данных. Именно в названных законах содержатся основные запреты, ограничения и дозволения, которые составляют правовые основания для формулировок составов информационных правонарушений, направленных на интересы личности, общества и государства в области конфиденциальности информации.
    Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Нормы названного закона определяют правовой режим технологического обеспечения защиты информации в системе базовых законов информационного законодательства. В ст. 1 этого закона определена его цель - обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В законе сформулированы функции электронной цифровой подписи: удостоверяющая, защитная и устанавливающая.
    Уголовный кодекс РФ в главе 28 Кодекса предусматривает ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации (ст.272-275). Всего в тексте Кодекса содержится более 50 отдельных статей, устанавливающих уголовную ответственность за нарушение установленных запретов в информационной сфере.
    Трудовой кодекс РФ устанавливаетправовой режим персональных данных работника, определяет общие требования по их обработке и защите, устанавливает сроки хранения таких данных и процедуру их использования. В случаях нарушения норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет норму об ответственности за разглашение отдельных видов тайн и персональных данных.
    КоАП РФ в главе 13 определяет административную ответственность за правонарушения в области связи и информации посвящена отдельная глава (ст. 13.1-13.24). В него включены еще более 90 статей, в которых определяется ответственность за совершение проступков информационного характера. Так, например, устанавливается ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53).
    Имеется также массив нормативных правовых актов подзаконного характера, состоящий из большого количества документов, регулирующих отдельные направления правового обеспечения информационной безопасности.
    Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» В данном Указе устанавливается запрет подключения информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и средств вычислительной техники, применяемых для хранения, обработки или передачи информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну к информационно-телекоммуникационным сетям международного информационного обмена. В целях защиты информации государственные органы обязаны использовать только средства защиты информации, прошедшие сертификацию в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и (или) получившие подтверждение соответствия в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю. Выполнение данных требований Указа в полной мере должно обеспечить защиту информации, составляющей государственную тайну.
    Приказом ФСО России от 07.08.2009 N 487утверждено Положение о сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Эксплуатацию, поддержание и развитие сегмента информационно-телекоммуникационной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает Служба специальной связи и информации ФСО России.
    В соответствии с названным нормативным правовым актом Сегмент сети Интернет – это находящаяся в ведении (эксплуатации) Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - оператор сегмента сети Интернет) часть информационно-телекоммуникационной сети, связывающей информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети различных государств посредством сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется - сеть Интернет).
    Сегмент сети Интернет предназначен для обеспечения размещения информации о деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также для доступа к сети Интернет должностных лиц указанных государственных органов (далее именуются - пользователи сегмента сети Интернет).
    Функционирование сегмента сети Интернет обеспечивается путем применения стандартных протоколов сети Интернет и регламентов обмена информацией в порядке, определяемом оператором сегмента сети Интернет.
    В российском правовом пространстве длительное время в обороте используется «служебная информация ограниченного распространения» о деятельности органов государственной власти, которая нередко упоминается в нормативных правовых актах как «служебная тайна». Постановление Правительства РФ № 1233 от 3 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах государственной власти» (95) определяется правовое положение информации ограниченного доступа, несмотря на то, что п.п.1 и 4 ст.9 ФЗ «Об информации» ограничение доступа к информации и, в частности, отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну, устанавливаются исключительно федеральными законами. Явное несовершенство информационного законодательства и практики его применения отрицательно влияет на состояние правовой защиты интересов субъектов правоотношений. Пробел в нормативных правовых актах, устанавливающих оборот информации служебного характера, не позволяет установить запрет либо ограничения на ее использование, а вместе с этим создает ситуацию невозможности установить административную и / или уголовную ответственность за нарушения порядка распространения этой важной формы информации.

    Профилактика дистанционных преступлений

    Список интернет-ресурсов Банка-России, Минцифры России, МВД России, финансово-кредитных учреждений, операторов связи и компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности, содержащих информационно-разъяснительные материалы по профилактике дистанционных преступлений

    MBД России:

                               "Социальные ролики" https://мвд.рф/Videoarhiv/Socialnaja_reklama    

                              Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий

                                https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/убк   

    Банк России:

                              "Финансовая грамотность"  cbr.ru/protection_rights/finprosvet

                              "Банк России/В Контакте" vk.com/cbr_official

                              "Онлайн-уроки по финансовой грамотности для дошкольников"  https://dni-fg.ru/

                             "Игры по финансовой грамотности" https://fincult_info; https://doligrа.ru

                              "Telegram (новая эра в общении)"  t.me/fintrack cbr; t.me/fincult_ihf

    Минцифры России:

                                "Кибербезопасность — это просто!" https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity

                                 "Киберзож" https://киберзож.рф/

                                  "Выучи свою роль"  https://выучисвоюроль.рф

                                  "Прокачай скилл защиты https://прокачайскиллзащиты.рф

                                   " Стань успешнее вместе с цифрой"  https://готовкцифре.рф

    Интернет-ресурсы финансово-кредитных учреждений, операторов связи и компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационной безопасности:

                                   "Библиотека знаний по кибербезопасности"  https://www.sberbank.ru/ru/person/kibrary

                                    "Финансовая грамотность для всей семьи"  https://learn.vtb.ru/fingram/

                                    "Безопасное общение" https://megafon.ru/help/antifraud/

                                     "Информационная безопасность" https://kaspersky.ru/resource-center

                                      "Урок цифры" https://kids.kaspersky.ru/

                                     "РОЦИТ — ваш помощник в интернете"  https://rocit.ru

    Видеоролики размещены на платформе «Яндекс Диск»:

                                    «Звонок от сотрудника правоохранительных органов»  https://disk.yandex.ru/i/WaxOnz8zzDpXQQ

                                     "Мошенническая схема «Игра на бирже»  https://disk.yandex.ru/i/VgQM6cWLVCat8g

                                      «Звонок из службы безопасности банка»   https://disk.yandex.ru/i/VieGq2HBFI9bcg

                                   "Мошенническая схема «Электронные письма, сообщения извонки от имени различных фондов» https://disk.yandex.ru/i/I06gdo2qjz7PAQ 

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Детские безопасные сайты
    http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    http://www.friendlyrunet.ru / - Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
    http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
       http://www.microsoft.com - Компания Microsoft разместила на своем    интернет ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями.  Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами:
    Интернет-урок для учителей на тему «Безопасность детей в Интернете» Впервые в России в сети Интернет более 25000 преподавателей со всей территории страны стали первыми участниками двух интерактивных уроков из серии уроков проекта «Всероссийский урок информатики on-line»
    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm - ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей  и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.
    http://www.webkinz.com/ru_ru/ - Webkinz - глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт.
    http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.
    www.tirnet.ru - Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.
    www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
    http://www.nedopusti.ru/ -  социальный проект по защите прав детей    «Не допусти» - социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».                    
    http://psyparents.ru/   - Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.
    http://www.za-partoi.ru/   - Журнал "Здоровье школьников" Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» - проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» - новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.
    http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей
    http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди» - детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы.
    www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости.
    http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы.
    http://www.solnet.ee/  -  «Солнышко»: детский портал.Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей.
    http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги
    http://vkids.km.ruNachalka.info - учись, играй, развивайся!
    http://www.nachalka.info/ -  это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
    http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии». Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях.
    http://www.teremoc.ru - Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами.
    http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией.
    www. ladushki.ru  - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки.
    http://www.girl-and-boy.ru/index/about_girl_and_boy/0-14 - Это сайт для подростков! Вся их жизнь как на ладони. Можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы, поделиться радостью и горестью, узнать много нового, о чём раньше даже и думать не мог. Познакомься с замечательными людьми. Общайся и заводи новых друзей. Этот мир создан для тебя!
    http://pioner0001.narod.ru/ - Пионерские странички о дружбе, друзьях и товарищах.
    http://www.e-parta.ru/ - Блог школьного «Всезнайки» - это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.
    http://www.teenclub.ru/ - «Teenclub» - портал для подростков. Все в одном месте: рефераты, сочинения, гороскопы, анекдоты, новости, образование, любовь, игровые новинки, здоровье, мода, стиль, знакомства, объявления, форумы, чат, раскрутка сайтов, дизайн и многое другое.
    http://web-landia.ru/ - Страна лучших сайтов для детей.
     
    Nigma.ru - Это главный помощник школьника и студента. Интеллектуальную поисковую систему Nigma.ru придумали аспиранты МГУ. Ее главное отличие  - в ответ на запрос вы получите не только ссылки на сайты, но и разного рода информацию, научную, статистическую, историческую.
    Nigma.ru может дешифровать аббревиатуры, решать уравнения, упрощать выражение, умеет мгновенно находить химические реакции и исправлять ошибки не только на русском, но и на английском языке. Еще очень удобно искать музыку на Nigma.ru. Результаты появляются в виде таблицы, и композицию можно послушать прямо на сайте, переходить по ссылке некуда не надо. Однако это еще не предел. Система постоянно совершенствуется, а ее разработчики открывают все новые и новые сервисы.
     
    1Сентября.ru - очень полезный сайт для родителей - и для тех, кто только готовит свое чадо в школу, выбирая самое лучшее, и для тех, кто тоже готовит, но уже не школу, а во взрослую жизнь. Здесь есть информация о школах, частных и государственных, о вузах, о подготовке к часто и много критикуемому ЕГЭ. Здесь можно почитать советы психолога, как наладить контакт с ребенком и как помочь ему в общении с друзьями. А если просто посмеяться - то в разделе "Мои истории" найдете много всего интересного про школьную жизнь!
     
    Отдых с детьми  - Учиться - это, конечно, хорошо, но надо и отдыхать! А если вы, родители, растерялись  и не знаете, куда лучше сводить своего ребенка, то вам сюда. На сайте вы найдете море информации о том, где и как можно отдохнуть с детьми в любой выдавшийся свободный день. Плюс в том, что здесь не просто список адресов, а есть описание детских спектаклей, выставок, детских парков развлечений, музеев. Можете почитать отзывы других родителей. Еще очень удобно, что в календаре на главной странице можно выбрать конкретную дату. И сайт покажет все места, доступные для посещения именно в этот день.
     
    Дети онлайн - для современных детей компьютер - лучший друг, с ним они уже давно на "ты". Для такой продвинутой молодежи и был создан этот сайт. Дети и подростки от 12 до 20 лет здесь знакомятся, общаются, заводят виртуальных друзей. На сайте есть форум, где можно высказаться и поделиться о наболевшем. Можно попробовать себя в качестве блогера - завести свой блог, а также создать свою собственную фото галерею. Ну и, конечно, поиграть в онлайн игры. Куда же без них!  

    Родителям

    Педагогам

    Информационная безопасность педагогам

    Интернет-урок для учителей на тему «Безопасность детей в Интернете» Впервые в России в сети Интернет более 25000 преподавателей со всей территории страны стали первыми участниками двух интерактивных уроков из серии уроков проекта «Всероссийский урок информатики on-line»

    http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm - ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей  и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

    Памятка по предотвращению мошенничества.

    Методические и справочные материалы

    Типовая программа проведения внеклассных уроков для учащихся образовательные учреждений общего и среднего образования, детских учреждений дополнительного образования (детских обучающих центров, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия)

    (9-11 лет)

    Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT-технологий и информационно-коммуникативных сетей.

    В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков, использующих для общения сеть Интернет (в том числе социальные сети и т.п), играющих в компьютерные игры. Правильное использование персональных данных в сети Интернет – это часть медиабезопасности ребенка.

    Поэтому данная программа элективного курса нацелена на решение следующих проблем:

    • Просвещение школьников по вопросам безопасного поведения с персональными данными, в том числе в сети Интернет;
    • Формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

    Цели обучения: формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе правильного использования персональных данных в медиапространстве.

    Задачи: помочь детям понять важность правильного использования персональных данных, конфиденциальности личной жизни, в том числе в сети Интернет, при использовании цифровых технологий, научиться понимать последствия неправильного обращения с персональными данными.

    1. Образовательная задача:

    Знания (раскрыть понятия персональных данных, субъекта персональных данных; обработки персональных данных; рассказать о последствиях распространения в сети Интернет своих и чужих персональных данных; рассказать об органе, который защищает права субъектов персональных данных)

    Умения и навыки: специальные (как защитить свои персональные данные в Сети? Как не навредить иным лицам при обработке их персональных данных), дети должны овладеть навыками как ограничить свои персональные данные в Сети; как общаться в Сети, чтобы не нарушить права других субъектов персональных данных; дети должны знать к кому и куда обратиться в случае нарушения их прав в сети Интернет.

    2. Воспитательная: нравственные и этические представления о частной жизни в Сети, способность следовать нормам поведения, а именно, соблюдать приватность своих персональных данных и персональных данных других субъектов, исполнять законодательство в области персональных.

    Поэтому данная программа элективного курса нацелена на решение следующих проблем:

    • Просвещение школьников по вопросам безопасного поведения с персональными данными, в том числе в сети Интернет;
    • Формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

    Тема внеклассного занятия

    Что такое персональные данные и как правильно с ними обращаться. Распространение персональных данных в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, блогах и т.д.

    План урока:

    1. Организационная часть — 2 мин.

    2. Сообщение новых знаний с презентацией — 30 мин.

    3. Демонстрация видеоматериалов — 10 мин.

    4. Раздача буклетов— 2 мин.

    5. Завершение урока — 1 мин.

    (Демонстрируется анимационный ролик «Береги свои персональные данные!»)

    Почему эта история, которая началась так радостно, закончилась так печально?

    Мальчик слишком много рассказал о себе и своей семье в Интернете. Этой личной информацией, которую ещё называют персональными данными, воспользовались преступники.

    Слайд 2

    Что же такое персональные данные?

    Беседа с учащимися.

    Персональные данные представляют собой информацию о конкретном человеке. Это те данные, которые позволяют нам узнать человека в толпе, идентифицировать и определить, как конкретную личность.

    Таких идентифицирующих данных множество, к ним относятся:

    фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст и пр.

    Так, если мы кому-то скажем свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком человеке идет речь будет невозможно.

    Получается, что персональные данные – это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные – это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.

    В целом можно сказать, что персональные данные – это совокупность данных, которые необходимы и достаточны для идентификации какого-то человека.

    Слайд 3-5

    Персональные данные делятся на разные категории:

    Есть специальные категории персональных данных:

    расовая или национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья и пр. Таким образом, специальные данные характеризуют наши взгляды, убеждения, мировоззрение, они определяют нашу принадлежность к определенным социальную группам, состояние здоровья. Данная категория персональных данных обрабатывается с письменного согласия, если иное не определено другими законами. Например, медицинский работник в медицинском кабинете обрабатывает персональные данные учеников о состоянии здоровья на основании законодательства.

    Слайд 6-7

    Как вы думаете, какие персональные данные относятся к биометрическим? (обсуждение)

    Биометрические персональные данные представляют собой сведения о наших биологических особенностях. Эти данные уникальны, принадлежат только одному человеку и никогда не повторяются.

    Биометрические данные – это то, что заложено в нас от рождения самой природой, это просто закодированная информация о человеке, которую люди научились считывать. К таким данным относятся:

    отпечатки пальцев,

    рисунок радужной оболочки глаза,

    код ДНК,

    слепок голоса и пр.

    Слайд 8

    Набор цифр как персональные данные. Существуют персональные данные, которые представляют собой набор цифр. Благодаря такому набору цифр можно установить нашу личность.

    Как вы думаете, какие персональные данные представляют собой набор цифр? (обсуждение)

    Такими персональными данными являются:

    номер и серия паспорта,

    страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),

    индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН),

    номер банковского счета, номер банковской карты.

    Такие «кодовые данные» представляют собой некий набор зашифрованной информации о человеке. Шифрование этих данных может производиться государством. Например, когда ребенку исполняется 14 лет, ему выдают паспорт. Такой паспорт содержит серию и номер, а также иную информацию. Шифрование может производиться банковской организацией, например, номер банковской карты тоже индивидуальный, он не повторяется и принадлежит исключительно держателю банковской карты.

    Cлайд 9

    Большие данные - что такое?

    Каждое наше действие, совершаемое в сети Интернет, оставляет определенный цифровой след. Такие следы оставляет информация, которую вы добровольно размещаете в сети Интернет, например, фотографии в социальных сетях, высказывания на форумах, «лайки» новостей и многое другое. Кроме того, цифровые следы оставляет та информация, о наличии которой вы можете и не подозревать, например, информация о посещенных сайтах, о совершенных покупках, о вашем географическом месторасположении и пр. Если обработать всю эту информацию, то получится очень точный портрет («профайл»), который можно использовать для принятия решений в отношении конкретного человека. Например, направить ему адресную рекламу в соответствии с предпочтениями, «лайками» или отказать в поступлении на работу и пр. Сегодня информационные технологии позволяют обрабатывать и анализировать огромные объемы данных для выявления новой информации, представляющей ценность для принятия различных решений.

    Этот колоссальный объем информации, подлежащий обработке и анализу, получил название Big Data или Большие данные.

    Слайд 10-12

    Как защитить гаджеты от вредоносных программ?

    • 1. Установите на гаджеты специальные почтовые фильтры и антивирусные программы. Они могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
    • 2. Используйте только лицензионные программы. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ.
    • 3. Используйте проверенные сайты.
    • 4. Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов.
    • 5. Делайте резервную копию важных данных.
    • 6. Периодически меняйте пароли от электронной почты, социальных сетей, форумов и пр.

    Слайд 13-15

             Правила создания надежного пароля

             Слайд 16

    Результаты опроса «Давал ли ты когда-нибудь пароль от своего аккаунта в социальной сети или электронной почты?»

    К сожалению, исследования показывают, что подростки легко делятся паролями с друзьями, знакомыми и даже незнакомыми людьми.

    Слайд 17-18

    Как общаться в Сети и как защитить свои персональные данные в Сети?

    1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете.

    2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения. Прежде чем разместить информацию о друзьях в Сети, узнайте, не возражают ли они, чтобы вы выложили данные.

    3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, тем более если вы не знаете их в реальной жизни.

    4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, матерных слов – читать такие высказывания так же неприятно, как и слышать.

    5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Всегда пытайтесь уладить конфликты с пользователями мирным путем, переведите все в шутку или прекратите общение с агрессивными пользователями. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.

    6. Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика.

    7. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться таким ресурсом и удалите оттуда свои данные.

    8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.

    9. Не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствие взрослого человека. Если вы хотите встретиться с новым интернет-другом, постарайтесь пойти на встречу в сопровождении взрослого, которому вы доверяете. 

    Слайд 19

    Итак, какие правила мы должны соблюдать чтобы обезопасить себя и своих близких!

    Как защитить персональные данные в Сети?

    1. Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких и иную личную информацию.

    2. Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.

    3. Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.

    4. Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, класса иные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.

    5. Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.

    6. Старайтесь периодически менять пароли.

    7. Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее).

    Слайд 20

    Ещё одно опасное явление современной жизни – кибербуллинг, или Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

    Травля осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например, ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo и других) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

    Слайд 21

    Если Вы оказались в непростой ситуации, обратитесь за помощью к взрослым, родителями, учителям, школьному психологу. Также Вы можете обратиться на Линию помощи «Дети Онлайн» по тел. 8 (800) 25-000-15 (звонок по России бесплатный) http://detionline.com или воспользоваться горячей линией по приему сообщений о противоправном контенте в Интернете на сайте Фонда содействия развитию сети Интернет – «Дружественный Рунет»: www.friendlyrunet.ru.

    Слайд 22-24

    Роскомнадзор специально для детей и подростков создал информационно-развлекательный сайт http://персональныеданные.дети/, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой персональных данных.

    На сайте размещены информационные материалы для детей, в виде интересной и познавательной информации. Все материалы на портале разрабатывались с учетом ошибок детей в онлайн среде, о которых становилось известно Роскомнадзору в рамках повседневной работы. На этом портале можно найти различные материалы, которые не только помогут детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но и смогут помочь детям понимать последствия, которые информационные технологии оказывают на личную жизнь человека, а также на Портале предоставлены инструменты и информация, необходимая детям для принятия решений в вопросах виртуальной жизни.

    Вы познакомитесь с персонажами сайта Галей и Васей, Хакером и Агентом, узнаете, что такое персональные данные, какие персональные данные относятся к категории специальных и биометрических, как защитить личные данные в Интернете, каковы правила безопасного общения в Сети.

    Анализ полученных в ходе проведения внеклассного урока знаний предлагаем провести отдельным уроком посредством прохождения теста с сайта «http://персональныеданные.дети»  Что ты знаешь о персональных данных?

    Список медиаисточников:

      1. портал http://персональныеданные.дети
      2. Портал персональных данных (https://pd.rkn.gov.ru)
      3. Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных, размещенные в разделе «Мультимедиа» Портала персональных данных (https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm)

    Типовая программа проведения внеклассных уроков для учащихся образовательные учреждений общего и среднего образования, детских учреждений дополнительного образования (детских обучающих центров, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия)

    (12-14 лет)

    Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT-технологий и информационно-коммуникативных сетей.

    В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков, использующих для общения сеть Интернет (в том числе социальные сети и т.п), играющих в компьютерные игры. Правильное использование персональных данных в сети Интернет – это часть медиабезопасности ребенка.

    Поэтому данная программа элективного курса нацелена на решение следующих проблем:

    • Просвещение школьников по вопросам безопасного поведения с персональными данными, в том числе в сети Интернет;
    • Формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

    Цели обучения: формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе правильного использования персональных данных в медиапространстве.

    Задачи: помочь детям понять важность правильного использования персональных данных, конфиденциальности личной жизни, в том числе в сети Интернет, при использовании цифровых технологий, научиться понимать последствия неправильного обращения с персональными данными.

    1. Образовательная задача:

    Знания (раскрыть понятия персональных данных, субъекта персональных данных; обработки персональных данных; рассказать о последствиях распространения в сети Интернет своих и чужих персональных данных; рассказать об органе, который защищает права субъектов персональных данных)

    Умения и навыки: специальные (как защитить свои персональные данные в Сети? Как не навредить иным лицам при обработке их персональных данных), дети должны овладеть навыками как ограничить свои персональные данные в Сети; как общаться в Сети, чтобы не нарушить права других субъектов персональных данных; дети должны знать к кому и куда обратиться в случае нарушения их прав в сети Интернет.

    2. Воспитательная: нравственные и этические представления о частной жизни в Сети, способность следовать нормам поведения, а именно, соблюдать приватность своих персональных данных и персональных данных других субъектов, исполнять законодательство в области персональных.

    Поэтому данная программа элективного курса нацелена на решение следующих проблем:

    • Просвещение школьников по вопросам безопасного поведения с персональными данными, в том числе в сети Интернет;
    • Формирование у учащихся навыков поведения с персональными данными, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

    Тема внеклассного занятия

    Что такое персональные данные и как правильно с ними обращаться. Распространение персональных данных в сети Интернет, в том числе в социальных сетях, блогах и т.д.

    План урока:

    1. Организационная часть — 2 мин.

    2. Сообщение новых знаний с презентацией — 30 мин.

    3. Демонстрация видеоматериалов — 10 мин.

    4. Раздача буклетов— 2 мин.

    5. Завершение урока — 1 мин.

    Ход урока сопровождается демонстрацией презентации (приложение 1) 

    СЛАЙД 1

    Сеть Интернет в настоящее время представляет собой мировой информационный и коммуникационный ресурс, доступ к которому имеет значительная часть населения планеты и стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Вместе с тем интернет таит в себе опасности. В ходе урока мы поговорим о них и научимся их избегать.

    Наедине с компьютером или смартфоном легко забыть, что в Сети миллиарды людей и до любого человека всего пара кликов, чтобы связаться с ним. Но не надо забывать, что в Сети кроме доброжелательных собеседников нами могут заинтересоваться мошенники разного рода, а также тролли разной степени небезобидности. Чтобы максимально обезопаситься от подобных угроз, нужно научиться правилам сетевой безопасности, которые столь же важны, как правила дорожного движения. Правила просты, вот основные:  во-первых,  не стоит   никому сообщать о себе излишнюю информацию, например,  свои место учебы и проживания, обстоятельства своей жизни (о том,  что едем в отпуск, о  дорогостоящих приобретениях и т.п.), даже иногда имеет смысл воспользоваться псевдонимом и не раскрывать свое настоящее имя; во-вторых, необходимо  сообщать родителям или другим взрослым, которым мы доверяем,  о любых разговорах на тревожные темы, которые с нами заводят незнакомцы, в-третьих, обязательно анализировать публикуемый в Сети контент, то есть мы должны осознавать насколько могут быть опасные последствия от публикации, например, фотографий и видео,   поскольку по изображениям можно понять, где происходит дело, тем более смартфоны еще и заботливо снабжают фотографии геометками.

    Самый большой объем данных о себе, пожалуй, мы распространяем в социальных сетях.

    СЛАЙД 2

    Какие социальные сети вы знаете? В каких социальных сетях зарегистрированы? Какие данные сообщали, когда регистрировались?

    Социальные сети — большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей, но вместе с этими возможностями приходят и неприятности. Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред. Во всем должен быть разумный подход, нам необходимо соизмерять вред и пользу нашего нахождения в социальной сети. Польза очевидна - например, можно познакомиться с новыми людьми, которые находятся очень далеко, можно общаться с друзьями, с которыми давно не виделись или они находятся вне зоны непосредственной досягаемости, можно очень оперативно получить новую информацию о чем-либо или о ком-либо. Но стоит отметить и о вреде социальных сетей. Чрезмерное увлечение социальными  сетями,  таит в себе опасность,  может негативно отразиться на нашем:

    - физическом здоровье, например, известный факт, что страдает зрение, падает иммунитет, может даже испортиться осанка, так как долго находимся без движения в одной позе,

    - психологическом здоровье. Погружение в виртуальный мир, например, увлечение он-лайн играми, может вызвать болезненное привыкание у ребят с возбудимой и только формирующейся психикой. По результатам проведенных исследований, в значительном количестве случаев у игроков отмечается подъем психотических проявлений, таких как  бред, беспокойство, спутанность сознания, формируется ощущение безнаказанности, так как правила виртуальной игры часто ребята переносят в реальный мир, развивается синдром гиперактивности.

    - также мы утрачиваем навыки межличностного общения. Очень часто бывает, что виртуальное общение иногда заменяет собой детям реальные взаимоотношения с людьми, оно способно погрузить ребенка в ирреальный мир, вытеснив желание жить обычной жизнью, не связанной с компьютером.
    Что не позволяет вам ребята социализироваться в обществе, то есть живое человеческое общение сводится к нулю.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос нарушения нашей личной безопасности (нарушение приватности) -  информация, которую дети публикуют на своих страницах, может сделать их уязвимыми для, например,

    фишинговых сообщений, это когда сообщения электронной почты, отправляются злоумышленником, чтобы обманом вынудить вас посетить поддельные веб-узлы и предоставить личные данные;

    в отношении вас могут совершаться действия, так называемой мистификации, это сообщения электронной почты, чтобы обманом вынудить пользователя отдать деньги.

    и многое другое.

    Более подробно о рисках мы поговорим чуть позже (слайд 5)

    СЛАЙД 3

    Регистрация в любой социальной сети всегда должна начинаться с прочтения Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности, которые, как правило, размещены в доступном месте на главной странице в любой социальной сети.  Но, к сожалению, которые мы никогда не читаем. Повторюсь, что когда мы указываем максимальный набор данных о себе, то такими своими действиями мы сами создаем опасности, угрожающие нашей приватности в сети Интернет. Прежде чем регистрироваться, именно в соответствующих Правилах следует ознакомиться, как можно установить настройки приватности в сети, а также обратить внимание на  предупреждения социальной сети о том, что чем больше информации о себе мы размещаем в Интернете, тем проще другим пользователям установить нашу личность. Поэтому, еще раз говорим о том, что при регистрации в социальных сетях по-возможности не указывать набор личной информации о себе, в максимальном объеме. Это же принцип работает и в дальнейшем, когда мы начинаем общение в социальной сети. 

    СЛАЙД 4

    Так что же такое личная информация, из чего она состоит.  Личная информация равнозначна по смыслу с понятием персональные данные. Важность особенного отношения к личной информации, персональным данным можно подчеркнуть тем, что принят специальный закон по этой теме, закон, определяющий порядок обращения с персональными данными - Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006. В этом законе раскрывается и персональных данных - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту).

    Чтобы вам было понятно, приведу примеры персональных данных.  К персональным данным можно отнести: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, а также к персональным данным могут быть отнесены файлы cookie, являющиеся онлайн-идентификатором, и геолокационные данные и др. 

    Кстати, отдельно можно поговорить, о пользовании средствами геолокации. Исследования показали, что использование геотегов являются возможными угрозами собственной безопасности и считаются одним из способов распространения личной информации. Нужно понимать, что «чекиниться» (то есть отмечать свое местоположение; от англ. check-in – регистрация) опасно из-за угрозы собственной жизни или имуществу. Например, если мы оставляем свое имущество без присмотра и при этом оставляем в Сети информацию о своем текущем местоположении (уезжая с родителями в путешествие и размещаем на своей страничке в Интернете фотографию с места отдыха с геометкой ), то воры могут использовать эту информацию как сигнал для своих действий.

    Еще один минус такого раскрытия информации состоит в том, что она позволяет выявить предпочтения и интересы, что может дать мошенникам возможность использовать различные уловки для привлечения внимания к некачественным услугам (например, на своей страничке вы часто размещаете фотографии с тренировок с геотегами, как следствие, к вам может начать поступать навязчивая реклама товаров, связанных с видом спорта, которым вы занимаетесь). Поэтому пользователям не стоит увлекаться использованием новых возможностей социальных сетей и не забывать о том, что информация об их местоположении может быть крайне важной. Во избежание проблем на смартфоне эту функцию лучше вовсе отключить.

    Мы уже много говорили об объеме, персональных данных, который следует указывать при регистрации в социальных сетях, поэтому еще раз, обращаем внимание, что предлагаемые формы регистрации содержат поля, которые вовсе не обязательны для заполнения и не заполняя которые, все равно можно создать свой аккаунт.

    СЛАЙД 5.

    В виртуальной реальности, существует особенность, которая, состоит из двух частей: «Написать опаснее, чем сказать» и «За каждым словом и действием всегда следят посторонние». Таким, образом, мы опять возвращаемся к негативным последствиям (рискам) размещения в Сети личной информации о себе, либо о друзьях. В качестве примеров можно привести следующие случаи:

    Нежелательная информация. Получая информацию в социальной сети, ребята должны понимать, что всегда есть риск натолкнуться на вредную информацию, призывающую к употреблению наркотиков, суициду, информацию о псевдорелигиозных и мистических действах, сектах, мошеннические и порнографические ресурсы. Поэтому важно критически относиться к тому, о чем вы узнали из Сети, не доверять сразу, а разумно и обдуманно относиться к прочитанному.

    Угроза мошенничества. В сети можно столкнуться с различными услугами, которые предлагаются после оплаты СМС на короткий номер. Чаще всего это обычное мошенничество, так как, выполнив, просьбу об отправке СМС на короткий номер, Вы не получите обещанное. Например, многие из Вас играют в он-лайн игры, и если отправка СМС необходима для покупки некоторых артефактов для игры, это должно быть всегда согласовано с родителями.

    Угрозы существуют и если вы принимаете файлы от незнакомых людей, при этом открывать сомнительные ссылки не следует, потому что  в результате этого можно заразить компьютер вирусами.

    Опасное общение. Вы уже взрослые, и должны понимать, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Вообще стоит осторожнее знакомиться в интернете, всегда очень внимательно и критично относиться к явно выраженному желанию встретиться, созвониться, списаться по электронной почте. Потому что, к сожалению, есть в нашей практике факты, когда такие встречи заканчивались совершением в отношении детей различных преступных деяний. Рискованно вступать в группы, которые на первый взгляд не содержат негативных проявлений или негативной информации и кажутся группами для общения, а в последующем вовлекают ребенка в различные деяния, в том числе противоправные.

    Тем более не следует моментально встречаться с виртуальными друзьями в реальной жизни, пока вы не узнали его лучше, как бы они этого ни хотели, друг может оказаться не тем, за кого он себя выдает.

    Важно также отметить еще один момент, если от знакомого человека приходят странные сообщения, нужно, не отвечая, сообщить родителям. Технические «умельцы» могут взломать любой аккаунт и использовать его для распространения спамерских сообщений и иных сообщений противоправной направленности. Также может быть взломан и ваш аккаунт. И чтобы особо не привлекать к себе внимание и избежать негативных последствий стоит выбрать какой-нибудь ник и нейтральный не вызывающий аватар.

    И у же много говорили, что не стоит делать свои личные странички достоянием всего интернета, а ограничиться группой друзей, которых знаешь лично. И уж более того нельзя сообщать информацию о родителях: полное имя, где они работают и свой настоящий адрес.

             Информация, содержащая персональные сведения не только о вас, но и о ваших близких — это риск вызвать интерес со стороны граждан, ведущих не совсем законный образ жизни. Например, ребенок, делясь с неограниченным кругом знакомых информацией о том, что ему приобрели дорогостоящей телефон или его семья в ближайшее время планирует продать или купить недвижимость ставит в опасное положение благосостояние своей семьи.

    Нарушение чужой приватности. Также дети должны понимать, негативные последствия, которые могут наступить от разглашения, распространения личной информации и о знакомых и друзьях. Можно сказать, что размещать фотографии друзей в Интернете без их разрешения так же нехорошо, как и читать чужие письма.

    Мы четко должны понимать, что в Интернете нет кнопки «Удалить», чтобы бесследно удалить информацию, которую вы там вольно или невольно разместили.  Нужно помнить о том, что та информация, которую мы выкладываем в Интернет, там и хранится, она никуда не исчезает. Даже если ее удалить в одном месте, она там находится, и уже распространяется, в последующем даже без участия ее создателя. Например, вы можете пожалеть о создании, комментария, например, в виде:

    •        замечания по отношению к любому человеку;

    •        размещения своей или чужой фотографии;

    •        скриншота какого-либо документа, содержащего обстоятельства личной жизни другого человека либо своей жизни,

    и после написания  удалить этот комментарий в течение короткого времени,  НО!!! этот комментарий уже прочитан десятками или сотнями людей и столько же людей перенаправили его по разным адресам, и личная информация стала общедоступной.

    Таким образом, какие-то ваши действия, шутки, комментарии сохранятся и будут отражаться не только на вашей жизни, но и на жизни ваших близких, знакомых и друзей, которых они касаются.

    Интегрируясь в мир интернет-технологий, подростки становятся уязвимыми к виртуальной агрессии сверстников, которая может довести до самых печальных результатов. Отдельно стоит остановиться на так называемом троллинге в социальных сетях. Кибербуллинг (Интернет-троллинг) провокационные агрессивные сообщения, издевательства, оскорбления, угрозы, сообщение другим лицам  компрометирующих данных, с помощью современных средств коммуникации (социальных сетей, почтовых ящиков электронной почты, мессенджеров и т.п.) как правило, в течение продолжительного периода времени. Вот несколько советов, которых стоит придерживаться, чтобы не стать жертвой:

    1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.

    2. Храни подтверждения фактов нападений. Если ребенка очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, а старшим детям — сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми в удобное время.

    3. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибер-буллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».

    4. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.

    5. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

    Ребята, вы должны понимать, что выражение «Виртуальная реальность», содержит в себе две составляющие, из которых вторая – «реальность» точно отражает суть дела: всё, что происходит в Сети, реально, и опасности там тоже реальны.

    СЛАЙД 6, 7. Но, тем не менее, главная ошибка, подстерегающая в Сети детей, — ощущение, что все это игра. Не видя перед собой лицо человека, не получая привычный отклик в виде жестов, интонации и мимики, легко почувствовать, что все это понарошку, и сказать лишнее. Нужно соблюдать нормы корректного общения, чтобы в свою очередь не провоцировать такие действия по отношению к себе. Вы, подростки, должны придерживаться принципа: не пиши в Интернете того, что не сможешь сказать человеку в глаза, стоя перед всем классом и всеми знакомыми. В Сети каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно. Чтобы быть цивилизованными людьми необходимо соблюдать элементарные правила общения в Сети при общении с другими пользователями:

    - старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными;

    - старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей.   Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться таким ресурсом и удалите оттуда свои данные;

     - не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.

    В заключении еще раз обобщим, все то, что мы услышали, для того чтобы соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет: 

    - отклонять запросы о добавлении в друзья от незнакомцев;

    - не стоит переходить по ссылкам, которые поступают от неизвестных адресатов;

    - обязательно регулярно проверять все ли настройки безопасности включены и являются рабочими. Ограничивать открытый доступ к персональной страничке, таким образом, чтобы ее не мог видеть любой пользователь, зарегистрированный в социальной сети;

    - использовать сложные пароли. Не сообщать пароли от своих аккуантов кому-либо;

    -не отправлять свои личные данные незнакомцам;

    - по-возможности не указывать набор персональных данных о себе, в максимальном объеме;

    СЛАЙД 8.

    Рассказать учащимся об информационно-развлекательном сайте для детей и подростков http://персональныеданные.дети/ , созданном Роскомнадзором с демонстрацией его возможностей.

    На сайте размещены информационные материалы для детей, в виде интересной и познавательной информации. Все материалы на портале разрабатывались с учетом ошибок детей в онлайн среде, о которых становилось известно Роскомнадзору в рамках повседневной работы. На этом портале можно найти различные материалы, которые не только помогут детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но и смогут помочь детям понимать последствия, которые информационные технологии оказывают на личную жизнь человека, а также на Портале предоставлены инструменты и информация, необходимая детям  для принятия решений в вопросах виртуальной жизни.

    В настоящее время на сайте представлены правила «Как защитить гаджеты от вредоносных программ», «Как общаться в Сети», «Как защитить персональные данные в сети», а также размещены интерактивные материалы (презентации, тесты, игры), объясняющие основы информационной безопасности детям, а также целью, которых является закрепление прочитанного материала.

    СЛАЙД. 9 

    В заключении, провести блиц-опрос:

    1. Каких данных достаточно для регистрации в соц.сети.
    2. Каким рискам персональные данные подвергаются в сети Интернет.
    3. Какие способы защиты можно придумать.

    Анализ полученных в ходе проведения внеклассного урока знаний предлагаем провести отдельным уроком посредством прохождения теста с сайта «http://персональныеданные.дети»  Что ты знаешь о персональных данных?

    Список медиаисточников:

      1. портал http://персональныеданные.дети
      2. Портал персональных данных (https://pd.rkn.gov.ru)
      3. Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных, размещенные в разделе «Мультимедиа» Портала персональных данных (https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm)

    Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
    Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
    Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
    PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
    TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
    PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
    TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
    Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования, формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
    В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie