Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Обучение детей с ОВЗ
При обучении детей с ОВЗ есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
• ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
• ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС но по адаптированным общеобразовательным программам
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
• первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
• второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
• третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
• четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
• диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
• диагноз продляют;
• диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, предусмотренные в рекомендациях ПМПК:
• сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
• занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
• специальные технические средства;
• специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
• в инклюзивном классе массовой школы,
• в коррекционном классе массовой школы,
• в коррекционной школе,
• надомное образование,
• семейное образование
Детям с ограниченными возможностями здоровья
и дата
срока действия
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Для обучающихся с ОВЗ предусмотрены:
Дополнительные занятия со специалистами и учителями в сответствии с адаптированной общеобразовательной программой, по которой обучается ребенок ан основании заключения ПМПК.
Двухразовое питание
Правом бесплатного двухразового питания пользуются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.(Основание: ч. 2 ст. 3 закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» от 17 июля 2013 года № 3140-ОЗ (в ред. Законов Вологодской области от 16.01.2020 № 4656-ОЗ, от 02.06.2020 № 4714-ОЗ); Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (в ред. Постановления Правительства Вологодской области от 20.04.2020 № 445).
Документы для предоставления бесплатного двухразового питания:
1. Заявление (заполняется в момент обращения; также его можно распечатать с сайта школы).
2. Копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Уточнить информацию по вопросам оформления документов, а также сообщить о возможности подать заявление в указанное время Вы можете у Михеевской Юлии Николаевны.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивных классах, специально обрудованных учебных кабинетов нет.